+7 (495) 780-14-10

Налоги: откуда же они взялись?

  Известный спор о первопричине яйца или курицы столь же продуктивен, как спор о том, что возникло раньше, государство или налоги.

  Один из основателей небезызвестного марксизма, Фридрих Энгельс, связывал возникновение государства с налогами. Но, представляется, его тезис был совсем не так однозначен.

  Понятно, что налоги нужны для того, чтобы оплачивать так называемые  «общие» расходы. Однако если посмотреть на то, откуда налоги все-таки взялись, то выяснится, что они были не самым первым способом наполнения «государственной казны». Вначале средства там появлялись от завоеванной во время войн добычи. Вторым по времени способом стали доходы от земель главы государства – доменов. Они являлись одновременно и государственными землями. Все, что удавалось с них получить, направлялось на покрытие государственных расходов. Однако эти способы не были еще в полной мере «государственными», скорее, они напоминали доходы то ли главы армии, то ли обычного помещика.

  Первым действительно общегосударственным способом сбора средств на нужды государства стали «регалии» (от лат. regalis - царский). Иными словами, это были те сферы жизни, которые государство решило объявить своими. К таковым относилось то, что никому не принадлежало (например, клады). Так появились, например, сборы с ветра (точнее, с ветряных мельниц) или сбор за право проезда (который постепенно трансформировался в таможенные платежи). Также в связи с регалиями появились платежи за выполнение чисто государственных функций (например, монетная регалия или судебная регалия). Государство могло объявить какие-то области исключительно своими и ввести, к примеру, сбор за дубовые гробы (как при Петре I) или за азартные игры. Отдельным видом пополнения казны продолжали оставаться доходы от использования имущества: промышленности и земель.

Налоги возникли позже, однако тоже довольно давно.

  Еще в Библии есть несколько мест, в которых говорится о налогообложении. Не будем останавливаться на известном «Кесарю – кесарево, а богу – богово». Гораздо интереснее остановиться на следующем описываемом случае: в г. Каптернамусе к Петру подошли мытари и спросили, уплатит ли Христос налог, на что Петр ответил: «Да». А потом Христос ему сказал: «С кого собирают налоги цари земные? - С чужих, свои же свободны». Суть этого эпизода в том, что в древнем мире налоги были признаком несвободы и свободные граждане их не платили. Так, император Диоклетиан был признан тираном, потому, что распространил налог с земли на свободных граждан. А в Афинах одного правителя подвергли остракизму только за то, что он всего лишь внес предложение взимать налог со свободных граждан.

  В средние века налог королю (а именно он олицетворял государство для простого народа) как первому среди равных уплачивали только в трех случаях: для выкупа его самого из плена; при посвящении в рыцари его старшего сына и для свадьбы дочери. Все эти платежи, по существу, были помощью в решении «личных», а не государственных вопросов.

  Немного позже, в Англии с санкционирования действий короля по сбору новых налогов начинается история парламентаризма. До сих пор говорят, что «Английский парламент может все, кроме превращения мужчины в женщину, а король все, кроме введения новых налогов».

  В более - менее современном виде отношение к налогам сформировалось около 200 лет назад. Основу изменения взглядов заложил Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов».

  Именно он сформулировал основополагающий тезис о том, что налог для того, кто его уплачивает – признак не рабства, а свободы.

  Механизм сбора налогов с древних времен изменился очень мало, почему же налог стал признаком свободы?

  Адамом Смитом были выделены 4 основных идеи в сфере налогообложения, т.н. «Хартия вольностей налогоплательщиков». Если кратко описать их, то получится следующее:

1. Граждане обязаны участвовать в покрытии расходов государства сообразно своим доходам, полученным под охраной государства. Это своеобразный принцип общественной возмездности налогов: налог существует ради расхода, на который он будет потрачен; расход же должен производиться в пользу уплатившего налог, т.е. налогоплательщика.

2. Налог должен быть точно определен, а не произволен. Способ, время, размер уплаты должны быть заранее известны и ясны каждому налогоплательщику. Малейшая неопределенность в налоге – гораздо большее зло, чем большая неравномерность, т.к. это создает условия для произвола чиновников.

3. Налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогоплательщика. Например, в аграрной стране налоги надо собирать осенью, после сбора урожая. В таком случае весь процесс не будет занимать много времени.

4. Должны существовать дешевые способы сбора налогов, т.е. в кассу государства должна попадать сумма, соразмерная той, которая уплачивается из кармана налогоплательщика.

  А.Смит не выделял специально, но подразумевал также ряд экономических требований, например, о том, что налоги не должны наказывать за успехи в предпринимательстве, в области промышленности.

  Примерно в то же время Бенджамин Франклин отмечал: «Платить налоги и умереть должен каждый». Это очень хорошо отражает положение дел в налоговой сфере, которое сложилось сейчас.

  При этом нужно помнить, что налоги, все-таки, это не просто отнимаемые государством деньги. В значительной мере – это наша добровольная плата за защиту государства. И в то же время – плата за право требовать от государства выполнения его обязанностей перед нами.

  Зная, откуда и как появились налоги, можно квалифицированно посмотреть на то, чем они являются сейчас.

Это по-прежнему основной источник наполнения государственной казны.

  Определение налога дано в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Согласно этой норме, «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Давайте разберемся в этом определении подробнее.

Налог – это обязательный платеж.

  Иными словами, вспомнив уже упоминавшуюся цитату Бенджамина Франклина, отмечал: «Платить налоги и умереть должен каждый». Разумеется, если эта обязанность установлена.

  Конституция России повторяет эту мысль в ст. 57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

  Нужно отметить, что обязательность налога указывает на то, что государство устанавливает налог в одностороннем порядке. Не может быть никакого договора с налогоплательщиком относительно уплаты налогов: их устанавливает такой орган как парламент и все лица в государстве обязаны подчиниться этому решению. От желания налогоплательщика в отношении уплаты уже установленного налога ничего не зависит – разве что на следующих выборах можно будет избрать других парламентариев.

Налог – всегда индивидуально безвозмезден.

  Это означает, что в связи с уплатой налога каждый налогоплательщик не получает никакого конкретного блага, связанного с уплаченной суммой.

  Лично у налогоплательщика никаких благ после уплаты налога не возникает (кроме, разве что, чистой совести), он не получает никаких индивидуальных компенсаций за уплаченную сумму.

  Государство же, с другой стороны, не становится обязанным что-то дать этому конкретному лицу взамен уплаченной им суммы и в зависимости от ее размера.

  При этом следует обратить внимание на то, что нет именно «индивидуальной» безвозмездности в отношении данного плательщика. Возмездность вообще, разумеется, присутствует – но в форме так называемого «общего блага»: защиты от преступности, транспортной сети, системы образования и т.д.

Налог взимается с организаций и физических лиц.

  В законе четко определен круг плательщиков налога: это всегда либо организация, либо физическое лицо. Иными словами, плательщиком налога не может быть, например, группа, которая не является организацией, которая не персонифицирована в таком качестве.

  Это также означает, что обязанность по уплате налога всегда возникает у какого-то вполне определенного лица: либо человека, либо организации. Не может быть плательщиком «собрание» или «деревня», зато могут «учредитель юридического лица» или «местная администрация сельского округа».

  Обязанность платить налог, как правило, не связана с гражданством человека или местом регистрации организации, которая действует в России. Могут отличаться ставки или порядок уплаты налога, однако общий принцип таков: те, кто работают, получают доход и ведут деятельность в России – должны платить установленные налоги.

  Примечательно, что обязанность уплатить налог нельзя передать кому-то третьему и, с другой стороны, нельзя уплатить налог за кого-то, кто обязан платить его сам.

  Нужно отметить, что и ответственность за неуплату (несвоевременную уплату) налога тоже возникает всегда у конкретного лица.

  Налог взимается в форме отчуждения принадлежащих плательщикам денежных средств.

Здесь следует обратить внимание на 2 аспекта.

  Во-первых, налог платится только из «своих» денег. Иными словами, если у плательщика по каким-либо основаниям находятся средства иного лица (например, у посредника), то заплатить ими налог нельзя. А государство, со своей стороны, не может требовать взыскания налога из указанных «чужих» средств.

  Во-вторых, в законе четко обозначено, что налог уплачивается только и исключительно в денежной форме. Времена натуральных платежей давно прошли, во всяком случае – в нашем государстве.

  Если у плательщика нет денег, но есть иное имущество – в любом случае оно должно быть вначале «преобразовано» в деньги (обычно путем продажи), а затем уже из полученной суммы будет уплачен / взыскан налог.

  После уплаты налога право собственности на уплаченные денежные средства переходит к государству, налогоплательщик не вправе на них претендовать (конечно, если он не переплатил налог или нет какой-либо аналогичной ситуации).

  Налог взыскивается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  Иными словами, все собранные государством деньги должны быть потрачены на выполнение функций государства или местного самоуправления и ни на что иное.

  Таким образом, налоги выполняют очень важную роль: с их помощью соблюдается баланс личных и общественных интересов.

Сейчас в России налоги составляют около 80 % бюджета.

  Налогоплательщиками являются все созданные в России организации, абсолютное большинство совершеннолетнего населения, а также часть несовершеннолетнего, например, дети – владельцы недвижимого имущества и т.п.

  Кроме налогов государство еще вводит такие обязательные платежи, как сборы и пошлины.

Что это такое и чем они отличаются от налогов?

  Сбор, по существу – взнос, уплата которого является условием совершения каких-либо действий государства в отношении плательщика. Например, пока не уплатишь консульский сбор, визу (разрешение на въезд в какое-либо государство) никто не выдаст.

  Пошлина – это вид сбора. Она уплачивается, если плательщик обращается в соответствующий орган или к должностному лицу за совершением какого-либо значимого действия, например, регистрацией брака, права на недвижимое имущество или при подаче искового заявления в суд.

  Таким образом, у сбора и пошлины (в отличие от налога) всегда есть какая-либо индивидуальная возмездность.

  Подводя итог, можно сказать, что налог – это не то, что государство хочет отнять, или что оно забирает. Это не какая-то неведомая вещь, осложняющая нашу жизнь.

  Налог – вполне определенный платеж, который должен соответствовать установленным в законе признакам. И если он этим признакам не соответствует – мы имеем дело не с налогом.

  Успехов вам и процветания!

Евгения Терюкова

Директор компании «Юрвест».


Возврат к списку