С 1 января 2019 года вступил в силу закон о введении налога на профессиональный доход – налога на самозанятых. С момента обсуждения этого законопроекта появилось множество неточных толкований, которые обросли легендами в СМИ. Давайте разберёмся, что правда, а что вымысел.

Что такое «налог для самозанятых»? В России много теневых доходов. Самые распространённые – сдача в аренду квартир, услуги нянь, сиделок и так далее. По последним данным около 25 миллионов человек получают такой доход. По закону мы все должны платить налог на доходы, которые получаем, то есть НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Он составляет 13%. Но многие его не платят. Поэтому государство ввело экспериментальный налоговый режим в нескольких регионах.

Вокруг налога для самозанятых возникло много мифов, разоблачив которые станет понятно, в чём суть этого налога.

МИФ 1

Теперь налоговая будет отслеживать все поступления на мои банковские карты и облагать их налогом.

Как мы уже писали, налоговая служба не имеет доступа к вашим операциям по картам. Она может получить этот доступ только в рамках налогового контроля и только по специальному разрешению и с соблюдением всех процедур. Сделать это не так просто, как кажется. И в режиме налога для самозанятых иных путей для этого не предусмотрено. А значит, облагаться налогом будут только те доходы, для которых сформирован чек в специальном приложении «Мой налог».

То есть налоговая видит только те доходы, которые вы сами и регистрируете, даже в том случае, если они поступают на вашу личную карту.

МИФ 2

Налог для самозанятых придётся платить дополнительно к налогу на доходы физических лиц.

Абсолютно неверное утверждение, которое прижилось в СМИ. Налог на профессиональный доход – это новый специальный налоговый режим. Такой же режим, как и упрощённая система налогообложения. Все уже привыкли, что в рамках УСН уплата одного налога заменяет сразу несколько. Для самозанятых такой же порядок.
Вы платите 6% – если вам оплатило ИП или юридическое лицо, и 4% – если оплатило физическое лицо. Платить и 13%, и 4% не нужно.

МИФ 3

Нельзя обращаться за медицинской помощью по полису ОМС, если применяешь налог на профессиональные доходы.

А всё потому, что в налоге не предусмотрено отдельных страховых взносов. И действительно, самозанятые по закону уплачивают только налог. Но если разобраться, то 40% от суммы вашего налога идёт в фонд медицинского страхования, а значит, самозанятые такие же застрахованные лица, как сотрудники на трудовых договорах.

МИФ 4

А ещё самозанятых лишат пенсий. И всё потому же – страховые взносы они не платят.

Здесь сложнее, они действительно не платят и могут и дальше не платить. А могут поступить как ИП – самостоятельно зарегистрироваться и добровольно уплачивать взносы в пенсионный фонд.

А могут и не уплачивать, при этом весь накопленный стаж и баллы от предыдущей трудовой деятельности не сгорят, а останутся без изменений, также, как и право на получение социальной пенсии, которая есть у всех без исключения.

МИФ 5

Если налог не составляет 10 тысяч рублей – его можно не платить.

Самое большое заблуждение о налоговом вычете для самозанятых.

На самом деле это работает иначе. Предоставляется налоговый вычет 10000 руб. в виде уменьшенной налоговой ставки: 4% вместо 6% от доходов, полученных от организаций; и 3% вместо 4% – от физических лиц. Вычет составляет 2% и 1% от соответствующего дохода. Пока общая сумма вычета не составит 10000 руб., вы уплачиваете 4% или 3%. Как только сумма всех вычетов достигает 10000руб, вы начинаете платить 6% и 4% соответственно. Например, вы работаете с физическими лицами. Доход составляет 500000 руб. Вы уплачиваете налог 3%, то есть 15000 руб., а 1% уменьшает сумму налогового вычета на 5000 руб. Как только доход от физических лиц составит 1 млн руб., сумма вычета достигает 10000 руб., и с этого момента вы уплачиваете налог полностью 4%. При работе с юридическими лицами налоговый вычет исчерпывается быстрее, поскольку составляет 2% от дохода. Для расчёта суммы, уменьшающей вычет, учитывается общий доход, как от физических, так и от юридических лиц.

МИФ 6

Если сотрудничать с самозанятым, то всё равно придётся платить за него взносы в обычном порядке.

Это заблуждение распространенно среди юристов. В действительности не придётся уплачивать самозанятому ничего, кроме платы за его услугу. И не нужно сдавать отчётность.

Человек, выбравший работу в режиме профессионального дохода, отправит вам чек из приложения за сделанную работу. От вас требуется только уплатить нужную сумму. Все налоги и взносы он платит за себя самостоятельно.

Особенности работы с бывшим вашим сотрудником, а ныне самозанятым, смотрите ниже.

МИФ 7

Налог на самозанятых поможет оптимизировать налоги в моём бизнесе.

Разумеется, большинство бизнесменов стремятся легально оптимизировать расходы. И вариант работы с самозанятыми выглядит крайне привлекательным. Однако есть существенные ограничения, которые связаны с вашими сотрудниками, и о которых большинство консультантов забывают сказать, пропагандируя при этом переводы сотрудников на самозанятых лиц.

По закону вы не можете заключать отдельные сделки с сотрудником как в период его работы у вас, так и в течение 2-х лет после его увольнения, если бывший сотрудник начнёт применять налог на профессиональный доход. Даже, если у вас он числился продавцом, а вы хотите заказать у него торт на юбилей компании. В этом случае вам придётся уплатить за него налог и страховые взносы, либо предоставить сделать это ему самому, но уже без учёта его налогового режима. А значит, что никакой выгоды из этого не выйдет ни для вас, ни для него.