Что ещё мы не знаем о франшизах?

Что ещё мы не знаем о франшизах?

2019-06-25T02:46:50+00:0025.06.2019|Договоры|

Договор коммерческой концессии похож на всем известный франчайзинг, широко используемый, к примеру, в США, поэтому перенял это название в обиходе. Такая форма работы только набирает обороты в России и не до конца известна бизнесменам.

По договору коммерческой концессии компания получает возможность использовать интеллектуальную собственность другой компании для организации собственного бизнеса. К примеру, для открытия кафе известной сети. Чаще всего договор заключают новые компании, которым нужна помощь в развитии бизнеса. Чтобы получить её, компания обращается к контрагенту, который уже обладает известностью, соответствующими знаниями и технологиями. В результате в выигрыше оказываются обе стороны: правообладатель получает возможность расширить собственную сеть, охватить новые рынки, получает вознаграждение. Пользователь же значительно облегчает задачу по открытию, развитию и продвижению собственного бизнеса.

Но на что стоит обратить внимание при заключении договора коммерческой концессии?

Во-первых, стоит понимать, что, как правило, вознаграждение правообладателя довольно высоко: он передаёт результаты собственного многолетнего труда и при этом хочет быть уверен, что его прежние затраты окупятся. Поэтому в первую очередь необходимо обзавестись значительным стартовым капиталом.

Во-вторых, договор налагает определённые ограничения на пользователя, устанавливая правила распространения товаров и услуг. Несоблюдение правил сотрудничества повлечёт штрафные санкции и/или расторжение соглашения (абз. 3 ст. 1037 ГК РФ). Правообладатель может ограничить ряд действий компании (п. 1 ст. 1033 ГК РФ). Такие ограничения обуславливаются тем, что правообладатель, разрешая распространение товаров под собственным именем, несёт риск репутационных потерь, если пользователь будет вести себя недобросовестно.

В-третьих, пользователь также оказывается зависим от правообладателя с точки зрения репутации. Все возможные скандалы с его участием отразятся и на пользователе, что может нанести бизнесу серьёзный ущерб. Необходимо тщательно следить за репутацией того, с кем вы намерены заключить договор и должным образом оценивать риски.

В общем и целом, договор коммерческой концессии может стать относительно лёгким способом начать своё дело. Главное – не забывать про сопутствующие риски.