Наличие устава предприятия – обязательное условие деятельности юридических лиц. Сейчас государство предлагает на выбор готовые типовые уставы при регистрации, что должно значительно упростить процедуру регистрации и убрать нагрузку по их разработке для новых организаций. Но всё ли идеально в типовых уставах?

Устав – это документ, который не просто соблюдает процедурную формальность, а документ, который сможет уберечь вас и компанию от потери бизнеса, а также защитит ваши права. Актуальное свойство, о котором многие, к сожалению, не догадываются.

Вы же не станете подписывать договор, пока не проанализируете его. Здесь следует действовать также. Итак, что же важно?

Порядок выхода и приёма новых участников

Принято, что участник Общества действительно имеет право в любой момент выйти из Общества. При этом Общество обязано выплатить ему стоимость его доли. Такое положение указывается в законе об ООО.

Таким образом, если в вашем уставе будет просто скопирована данная норма, то любой участник компании сможет в самый неподходящий момент заявить о своём выходе и тем самым навредить бизнесу, особенно если он владеет большой долей и её выплаты нанесут серьёзный удар по бюджету фирмы. Как минимум стоит предусмотреть порядок уведомления иных участников о выходе или продаже доли. А также возможную форму рассрочки его доли, либо возможный обмен в натуральной форме (то есть имуществом Общества).

Сюда же относится момент с отчуждением доли в ООО третьим лицам. В «обычном» уставе он излагается следующим образом: «Продажа либо отчуждение иным образом доли и части доли в уставном капитале Общества 3-м лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

То есть, обычно, в устав компании включают только такую формулировку, которая не предусматривает никаких запретов либо исключений. Чем это может обернуться?

Ничем не ограниченный «свободный доступ» может привести к тому, что в составе членов Общества появится постороннее лицо. Здесь вы можете предусмотреть как полный запрет на продажу третьим лицам, так и сделать это крайним вариантом, если никто из других членов в покупке не заинтересован.

Распределение полномочий

Важно внимательно и грамотно распределить полномочия между руководящими органами Общества. Например, определить категории сделок, которые могут быть совершены руководителем только после письменного одобрения советом директоров на общем собрании или документально закрепить, что руководитель не может принимать важные решения от имени совета директоров.

На практике случается, что полная свобода действий руководителя Общества, может попросту разорить фирму, так как человек действует исключительно в своих интересах, либо скомпрометирован посторонними лицами, оказывающими на него давление. Убирая с руководителя ключевые полномочия, вы защищаете как его, так и компанию.

Внесение изменений в устав Общества

Может случиться так, что внесли одни изменения, а зарегистрирован в конечном итоге был другой вариант устава. Всегда после внесения изменений нужно проверять новую редакцию устава.

Также стоит точно прописать процедуру внесения изменений и голосования за эти изменения. Предусмотрите, какие условия можно менять, а какие требуют особого внимания всех участников и никак не могут совершаться в одиночку.

Оценка стоимости долей

На этой почве возникает много споров, особенно при продаже доли или выходе участника. Вам стоит чётко прописать, как определяется стоимость, на какую дату определять, как выбирается оценщик, кто должен его привлекать.

Это убережёт вас от лишних разногласий и защитит от возможных захватов.

Отнеситесь к составлению устава серьёзно. Это документ, который не просто устанавливает и регулирует основную деятельность компании, но и является мощным инструментом защиты в случае захватов.