Деловая репутация – одно из множества оценочных суждений, используемых в гражданском законодательстве. Определение ущерба, который может быть нанесён деловой репутации, осуществляется судом по внутреннему убеждению. Что это значит и как подтвердить негативные последствия?

Деловая репутация – это совокупность деловых качеств организации, включающих опыт управления, репутацию качества, наличие постоянных покупателей и так далее. В стоимостном выражении она определяется как разница между возможно покупной ценой организации и её капиталом (имеющимися активами).

Как подтвердить наличие ущерба

На практике встречаются ситуации, когда деловой репутации, то есть «доброму имени» компании причиняется ущерб. В таком случае, организация должна быстро реагировать и часто это означает, что нужно отстаивать свои права в суде.

Нанести ущерб деловой репутации недоброжелатели могут путём распространения информации, которая несёт в себе порочащие и недостоверные сведения. К порочащим сведениям, например, относятся ложные данные о нарушении компанией законодательства, обмане клиентов, нарушении этических норм ведения бизнеса и другие. Естественно, всё это ухудшает репутацию компании, снижает поток клиентов и ведёт к убыткам.

Распространение информации подразумевает её опубликование в средствах массовой информации (например, в газетах, журналах, в сети Интернет). Стоит отметить, что законодатель прямо указывает на то, что вся такая информация должна содержать в себе достоверные сведения (статья 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

Верховный суд Российской Федерации (п. 21 Обзора судебной практики ВС РФ № 1, утв. Президиумом ВС РФ 16 февраля 2017 г.) постановил, что ущерб, причинённый деловой репутации, должен быть возмещён. Однако для этого истцу (тому кто себя защищает) требуется доказать ряд фактов, помимо факта распространения ответчиком сведений, порочащих его деловую репутацию. Это:

  • наличие сформированной репутации;
  • наступление неблагоприятных последствий из-за того, что был нанесён ущерб репутации;
  • факт утраты или снижения доверия к компании.

Стоит отметить, что важность защиты деловой репутации в том, что она является одним из важнейших нематериальных активов компании, от которого напрямую зависит её стоимость.

Шансы на успех

Несмотря на пояснение, данное Верховным судом РФ, подтвердить ущерб деловой репутации в реальной жизни довольно сложно. Судебная практика показывает, что это непростая задача.

Например, в 2018 году владелец магазина интим-услуг подал в суд заявление о защите деловой репутации, в чём ему было отказано как судом первой инстанции, так и апелляционным судом. В кассационном суде пришли к выводу, что, прежде чем защитить репутацию бизнесмена, надо доказать, что она вообще была.

Постановления судов позволяют сделать вывод, что в данный момент практика не дает однозначной возможности реализации права на возмещение ущерба деловой репутации, если истцу не удастся привести чёткие доказательства фактов, перечисленных Верховным судом Российской Федерации.

Таким образом, если причинён ущерб деловой репутации юридического лица, оно имеет право на его возмещение. Однако для этого необходимо подтвердить наличие сформированной репутации и наступление негативных последствий из-за причинения соответствующего ущерба.

Зачастую гораздо проще предотвращать подобные ситуации или справляться с ними не только юридическими, но и иными инструментами, такими как своевременные связи с общественностью, которые в этой сфере могут работать намного эффективнее.