Почти все магазины кроме продуктовых и аптек сейчас закрыты. Торговля остановилась? В «реальном мире» действительно наступили тяжёлые времена: нужно платить аренду, зарплаты, другие расходы только дохода нет… А вот в онлайне и доставке открывается второе дыхание: там сейчас иные правила.

Можно ли торговать вне торговых точек?

В распоряжении Правительства РФ от 27.03.2020 г № 762-р этому посвящён специальный п. 5, в котором говорится:

«Установить, что допускается продажа продовольственных и непродовольственных товаров дистанционным способом, за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.»

Похожие правила введены и на региональном уровне.

Например, в соответствии с Указом мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ необходимо приостановить (часть текста выделена нами): «Работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки».

Таким образом, несмотря на «режим повышенной готовности», фактический карантин и самоизоляцию никаких специальных ограничений для Интернет-магазинов и служб доставки сейчас нет. Важным является то, что организации должны иметь возможность подтвердить данный вид своей деятельности (как правило, это делается ссылкой на соответствующий ОКВЭД).

Что такое «дистанционная торговля»

Есть специальное определение, которое даётся в Правилах дистанционной торговли, утверждённых Постановлением Правительства  РФ от 27.09.2007 № 612. В нём говорится, что продажа товаров дистанционным способом – это «продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.»

Таким образом, любой Интернет-магазин занимается именно таким видом торговли.

Более того, необходимо учитывать, что к сфере дистанционной торговли относятся не только случаи доставки купленных товаров до дома или иного адреса, указанного покупателем, но и передача купленного в пунктах выдачи заказов (ПВЗ). Иными словами, дистанционная торговля – это не только «курьер с сумкой», но и вся инфраструктура, связанная с данной сферой: распределительные центры, колл-центры, транспортировка и т.д.

Как оформить работу для бесперебойной доставки?

Учитывая текущую ситуацию, есть сложности с перемещениями по городам, в которых введён «режим повышенной готовности». Однако это не значит, что работу служб доставки надо останавливать. Как следует из уже приведённых актов, такая деятельность не запрещена и даже не ограничена.

Так что же нужно сделать, чтобы не создать себе проблемы?

Все соответствующие действия можно условно разделить на 2 вида:

  1. Административные, которые обосновывают продолжение деятельности.
  2. Санитарно-эпидемиологические, направленные на предотвращение распространения заболевания.

Обоснование продолжения деятельности

Сотрудникам, фактически занятым в службе доставки или связанным с её работой, т.е. перемещающимся по городу в рамках выполнения своих должностных обязанностей или к месту работы, нужно подготовить пакет документов о том, что они имеют право на нарушение общего режима самоизоляции.

В такой комплект документов рекомендуем включить:

  1. Копию распоряжения Правительства РФ от 27.03.2020 г № 762-р с выделенным маркером п.5.
  2. Копию регионального акта о введении режима повышенной готовности (или иных специальных мер), в котором есть соответствующие положения – их тоже надо выделить маркером.
  3. Копию приказа по организации (или приказа ИП), в котором указывается на продолжение работы бизнеса в связи с необходимостью обслуживания населения и на основании указанных в предыдущих пунктах актов, а также с перечислением подразделений, которые продолжают работу (если есть такие подразделения, например, «курьерская служба», «отдел выдачи заказов интернет-магазина», «транспортно-логистическое отделение» и т.д.) Примерную форму приказа можно посмотреть в приложении.
  4. Оригинал справки от организации, выданной соответствующему человеку, в которой указано, что он является работником организации и подразделения, продолжающего работу (со ссылками на приказы, которыми он был принят на работу).
  5. Разумеется, человеку необходимо иметь при себе паспорт.

Эти документы нужно предъявлять в случае возникновения вопросов у проверяющих.

Предотвращение распространения заболевания

В самой организации, разумеется, также необходимо обеспечить все возможные меры для того, чтобы её сотрудники, с одной стороны, не заболели, и, с другой, не стали невольными распространителями вируса для клиентов. Все эти меры необходимо оформить документально. Для этого требуются следующие документы:

  1. Приказ о дополнительных мерах санитарно-эпидемиологического характера (предлагаемый образец – это реальный документ, который применяется сейчас в одной из компаний, занимающейся доставкой питьевой воды).
  2. Использование и постоянное заполнение журнала ежедневного измерения температуры (вводится отдельным приказом).
  3. Введение регламента бесконтактной доставки или регламентом безопасной выдачи товаров в ПВЗ (его нужно составить исходя из реальной деятельности и возможностей организации).

Со всеми указанными документами нужно в обязательном порядке ознакомить под подпись всех сотрудников, к деятельности которых эти документы имеют отношение.

Такой подход к делу поможет свести к минимуму вероятность рисков возникновения претензий со стороны проверяющих.