Один из ключевых вопросов для каждого работодателя сейчас: как же платить зарплату? У нас объявлены нерабочие дни, большинство компаний прекратило свою работу, и в то же время в специальном Указе Президента сказано, что сотрудники должны продолжать получать зарплату. Объявлены нерабочие дни с сохранением заработной платы. Откуда ее взять и в каком объеме – вот это вопрос.

Дело в том, что платить заработную плату является обязанностью работодателя, и никакое государство не должно компенсировать эти расходы (если мы будем говорить с правовой точки зрения). Конечно, это очень тягостный момент для любого предприятия, но, давайте, разберемся, что можно сделать.

Итак, сейчас все предприятия делятся на те, которые попали в список работающих, т.е. на те, на которые не распространяется режим «нерабочих дней», и вторая категория – те, которые должны соответствовать, тому правилу, которым введены рабочие дни. Что мы делаем?

Итак, если вы продолжаете работать, вы попали в список, например, вы IT-компания, аптека или продуктовый магазин – в этом случае для вас ничего не меняется. Вы просто продолжаете работать, как будто ничего не случилось. Все вопросы заработной платы решаются в обычном порядке. Здесь нет никакой проблемы.

А вот, что делать тем предприятиям, на которых распространяется режим «нерабочих дней»? Тут вопрос гораздо интересней. Вроде бы, нерабочие дни. Что это такое? Это специальный новый термин, который появился в нашем законодательстве. До 25 марта 2020 года у нас было только две категории дней, в которые работа не должна была производиться – это выходные дни и нерабочие праздничные дни. Когда появился Указ Президента, в котором были объявлены просто нерабочие дни, самой первой аналогией была работа, связанная с нерабочими праздничными днями. Но Минтруд внес ясность и, практически, через сутки с небольшим был опубликован Указ Президента. Он выпустил разъяснение. В этих разъяснениях от 26 марта (они были опубликованы буквально в ночь с 26 по 27 марта), так вот, в этих разъяснениях было специально отмечено, что нерабочие дни не относятся ни к категории «выходные дни», ни к категории «нерабочие праздничные». То есть, если люди будут в эти дни работать, то им не нужно платить двукратную оплату или предоставлять нерабочие дни отдыха. Иными словами, по своему статусу работа в нерабочие дни, если она осуществляется, ничем не отличается от обычной работы.

А можно ли работать? Один из видеороликов, которые мы записали, посвящен дистанционной работе. Вы можете его посмотреть и узнать, как можно перевести людей на дистанционную работу (работу на удалёнке). Но отдельно, я хочу сказать, в связи с зарплатой: работает сотрудник или не работает сотрудник – зарплату работодатель платить обязан. Опять, возникло много вопросов: какую зарплату, в каком объеме? Минтруд выпустил 2 апреля специальные пояснения с ответами на наиболее часто встречающиеся вопросы. И, в соответствии с этими разъяснениями, если предприятие, не попавшее в список работающих, работает на удалёнке в те самые нерабочие дни, то в этом случае (опять же с точки зрения начинания заработной платы) – ничего не меняется. Зарплата как начислялась, так и начисляется. Единственное, что табель заполняется со специфическим кодом, который может быть установлен на этом предприятии. Время считается – зарплата работникам идет. На тот период, когда работники работают, на них распространяются все правила, установленные их трудовым договором с организацией, т.е. за результаты работы могут выплачиваться премии, стандартно им выплачивается оклад, могут им выплачиваться компенсационные выплаты (например, если сотрудники на удалёнке используют собственную оргтехнику, Вы вполне можете договориться, что компенсирует определенные суммы, условно это использование оргтехники самого работника). Если Вы включите это в соглашение о дистанционной работе – то это будет здорово. Это внесет полную ясность в ваши взаимоотношения с работником.

Соответственно, если работник не работает, то он получает обычную оплату, т. е. тот оклад, который бы он получил, если бы он работал. Но, разумеется, в этом случае, он не получает никаких премий, потому что работы просто не было. Иными словами, если подойти к этому вопросу достаточно творчески, и объяснить сотруднику, и если у вас правильно введена система оплаты труда, привязанная к результату, то сотрудник, который может работать на удалёнке – будет работать на удалёнке, потому что это действительно важно и это даст ему возможность заработать. Если же сотрудник не хочет работать, Вы ему платите оклад (от этой обязанности никуда не денешься), ну и, соответственно, ждете, когда нерабочие дни закончатся.

Кстати, вот эта ситуация может стать лакмусовой бумажкой, которая поможет вам проявить отношение сотрудников к бизнесу, той компании, в которой они работают. Потому что Вы увидите, кто действительно хочет добиваться результата, кто на самом деле поддерживает бизнес, кто не боится трудностей, не боится изменений и будет продолжать добиваться ожидаемых от него результатов. Вы сможете выделить тех, кто на самом деле, чаще всего наездники. Я, конечно не буду говорить про ситуации, когда сотрудник физически не может работать на удалёнке, например, ему нужен станок или какое-то специфическое оборудование, которое дома просто не поместиться. Нет, я говорю про тех, кто мог, но не захотел. Дело в том, что Вы не можете принудить сотрудников работать на удалёнке – это полное право сотрудника согласиться или отказаться. Но, если Вы с ним договоритесь, если Вы подпишите соответствующее соглашение (а как его подписывать посмотрите в ролике про удаленную работу), то в этом случае условия по надбавке труда, включая премии – полностью сохраняются.

На самом деле, для работника намного-намного выгоднее работать и с точки зрения зарплаты, и с точки зрения ощущения полезности для себя и для общества, а также для своей компании. Вот эти аргументы им можно привести (это я сейчас обращаюсь к работодателям), а сотрудник их может использовать, если он тоже хочет продолжать работать.

Таким образом, все в ваших руках. Договаривайтесь, а оплата труда соответствует обычным правилам трудового законодательства.