Защита интеллектуальных прав

Защита интеллектуальных прав

2019-11-18T21:43:15+00:0003.12.2019|Владельцу бизнеса|

Каждый предприниматель неизбежно сталкивается с использованием объектов интеллектуальной собственности, будь то товарные знаки или изобретения. Разберёмся, с какими видами интеллектуальных прав бизнесмены имеют дело чаще всего.

Интеллектуальные права представляют собой права лица на результаты интеллектуальной деятельности. К результатам интеллектуальной деятельности относится широкий круг объектов: это и ноу-хау, и изобретения, и произведения науки, литературы и искусства. Полный перечень представлен в ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Стоит сказать, что результаты интеллектуальной деятельности могут создаваться как с какой-либо целью, так и без неё. С точки зрения законодателя, цель является несущественной для предоставления им правовой охраны. Если результаты интеллектуальной деятельности превращаются в коммерчески жизнеспособные продукты, услуги, процессы, то такой процесс называется коммерциализацией.

Виды интеллектуальных прав

Законодатель представляет следующую классификацию интеллектуальных прав.

  • Имущественные права – могут являться объектом сделок; не привязаны к автору (в отличие от личных неимущественных прав). К ним относится исключительное право.
  • Личные неимущественные права – применяются только по отношению к автору произведения. Это неотчуждаемые права, которые не могут быть объектом сделок.
  • Иные права – применяются только к конкретным видам объектов прав интеллектуальной собственности.

Помимо этого, существует иная классификация интеллектуальных прав по группам.

  • Патентное право – вид интеллектуальных прав, с которым сталкиваются предприниматели, занимающиеся деятельностью, связанной с созданием новой продукции, изобретением чего-либо.
  • Средства индивидуализации юридических лиц – необходимы каждому предпринимателю, так как фирменное наименование, товарный знак и иные средства индивидуализации позволяют отличить одну фирму от другой. Используются они повсеместно: в рекламных кампаниях, на вывесках, в сети Интернет.
  • Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности – чаще всего встречаются в сельскохозяйственной и производственной деятельности. К ним относятся производственные секреты, достижения селекционеров и другие.
  • Авторское право – наиболее обширный вид интеллектуальных прав, применяющийся в научной и литературной сферах. С этим видом прав предприниматели сталкиваются реже, ведь под авторское право не попадают ни официальные документы, ни способы решения технических задач, ни подходы к организационным вопросам.
  • Права, смежные с авторскими – с этими правами могут столкнуться предприниматели, деятельность которых связана, например, с использованием фонограмм, эфирного вещания.

Таким образом, все предприниматели тем или иным образом сталкиваются с интеллектуальными правами во время своей деятельности. Юридически грамотное оформление товарных знаков, фирменных наименований – залог успешного ведения бизнеса.